scif_yar: (Default)
[personal profile] scif_yar
На пути от каменного угля до пирамидона, или до флакончика духов, или до обычного фотографического препарата — лежат такие дьявольские вещи, как тротил и пикриновая кислота, такие великолепные штуки, как бром-бензил-цианид, хлор-пикрин, ди-фенил-хлор-арсин и так далее и так далее, то есть боевые газы, от которых чихают, плачут, срывают с себя защитные маски, задыхаются, рвут кровью, покрываются нарывами, сгнивают заживо…

В 1991 году, во время первой бури, в США и мире жутко очковали, что вот, у Саддама то МОЖЕТ быть химическое оружие и он его даже как-то раз применял .. ага, ага.
Читаю одну прекраную книгу, под катом цитаты

Наиболее надежным способом очищения кишечника от токсичных веществ является его промывание с помощью зондирования и введения специальных растворов — кишечный лаваж. Лечебное действие этого метода заключается в том, что он дает возможность непосредственного очищения тонкой кишки, где при позднем промывании желудка (через 2—3 ч после отравления) депонируется значительное количество яда, продолжающего поступать в кровь. Для выполнения кишечного лаважа больному через нос вводят в желудок двухканальный силиконовый зонд (длиной ≈ 2 м) со вставленным в него металлическим мандреном. Затем под контролем гастроскопа этот зонд проводят на расстоянии 30—60 см дистальнее связки Трейтца, после чего мандрен извлекают.
Через 0,5—1,5 ч по дренажу из прямой кишки появляется ее содержимое, одновременно отмечается усиление диуреза. В промывных водах, оттекающих по аспирационному каналу зонда и по дренажу из прямой кишки, обнаруживается токсичное вещество. Для полного очищения кишечника (о чем можно судить по отсутствию токсичного вещества в последних порциях промывных вод) требуется введение 500 мл солевого раствора на 1 кг массы тела больного (всего 25—30 л). Уже после перфузии первых 10—15 л отмечается улучшение клинического статуса пациента

**
Клинической иллюстрацией перорального отравления хлорофосом служит больная А., 24 лет, рабочая. С суицидальной целью на фоне алкогольного опьянения в связи с неблагоприятной обстановкой в семье выпила около 50 мл хлорофоса. Клиника развилась немедленно. Отмечались тошнота, рвота, боли в животе, бронхоспазм, бронхорея, судорожный синдром. Развилась острая дыхательная недостаточность, потребовалась интубация. На 3-4 день развилась тяжелая двусторонняя сливная пневмония, рецидивировал бронхоспазм, отмечалась миокардиодистрофия, нефропатия. На 4 неделе развился токсический неврит с парезом мышц нижних конечностей, а затем и неврит ветвей тазового нерва с невозможностью самостоятельного мочеиспускания и дефекации. После многократных катетеризаций мочевого пузыря развились инфекционные осложнения: цистит, пиелонефрит, гнойный паранефрит. Наложена эпицистостома, удалено гнойное содержимое из околопочечной клетчатки, оставлена дренажная трубка. Дефекация отсутствовала и после повторных клизм, многократно приходилось удалять каловые массы механическим путем. Указанные выше изменения вызывали у молодой женщины усиление психопатической симптоматики: развился приступ истерии с опистотонусом. Больная направлена в психиатрическое, а затем в неврологическое отделение, где она находилась в течение 1,5 месяцев. Впоследствии больная неоднократно поступала в урологическое отделение для санации мочевыводящих путей. Самостоятельное мочеиспускание и дефекация не восстановились. Углублялась психопатологическая симптоматика, нарастала депрессия; через год после отравления больная предприняла повторную суицидальную попытку, которая ей удалась. Второе клиническое наблюдение больного С., 37 лет, принявшего 63 смертельных дозы тиофоса и оставшегося в живых. Больной находился на интубации в течение 9 дней, 5 из которых был в коме. Находясь в отделении реанимации, получал квалифицированную помощь, в том числе ингаляции кислорода осуществлялись в соответствии с уровнем артериальной гипоксемии. Тщательный контроль проводился за КЩС крови, электролитами и др. В ходе пребывания в клинике после выхода из комы каких-либо психических и соматических осложнений выявлено не было. Выписан на 25 день в удовлетворительном состоянии.

**

Основные пути поступления диоксинов в организм — с зараженной пищей и ингаляционно в форме аэрозоля. После поступления в кровь вещества распределяются в органах и тканях. Значительная часть токсикантов кумулируется в богатых липидами тканях и прежде всего в жировой. Даже через 15 лет после окончания химической войны содержание ТХДД в жировой ткани жителей ряда районов Вьетнама было в 3—4 раза выше, чем у жителей Европы и США. Вещество медленно метаболизирует в организме, в основном в печени и почках, при участии цитохром-Р-450-зависимых оксидаз. 2,3,7,8-тетрахлордибензо-пара-диоксин не только сам разрушается при участии оксидаз смешанной функции, но и существенно активирует метаболизм других ксенобиотиков. Диоксин — один из самых мощных индукторов микросомальных ферментов. С этим свойством вещества связывают механизм его токсического действия на организм. Достаточно точно установлен период полувыведения 2,3,7,8 — ТХДД. У человека он составляет 2120 дней (по другим данным — 5-7 лет); у крысы — 30 дней; морской свинки — 30—94; обезьяны — 455.

***
Клиническая иллюстрация сочетанного поражения ипритом Больной К., 24 лет, поступил в ВПТГ с жалобами на резь в глазах, слезотечение, светобоязнь, насморк, сухой кашель, осиплость голоса, жжение, отек и пузыри на коже левого предплечья, ухудшение самочувствия, плохой аппетит. За двое суток до поступления во время авиационного налета противника по танковой колонне был применен иприт. Капли ОВ попали на кожу и обмундирование левой половины тела. Использовал жидкость ИПП-8 для удаления ОВ с кожи левой руки, левой половины лица, прилегающих участков обмундирования. Через 15 мин прошел полную санитарную обработку. Через 1 час после налета, дегазируя внутреннюю часть танка, работал на протяжении 5 часов в противогазе и ОЗК. Затем находился около 3-х часов в машине уже без противогаза. Вечером того же дня (примерно через 12 часов после поражения ОВ) почувствовал головную боль, тошноту, насморк, жжение в области левого предплечья, отмечалась повторная рвота. Доставлен в МП воинской части. В приемно-сортировочной было сделано промывание глаз 2 % раствором соды, наложена на предплечье хлораминовая повязка, к концу 1-х суток с момента поражения был эвакуирован в ОМО.

***

На последнем фрагменте я что-то задумался.
Танковая колонна и иприт. В ВМВ такого не было, в арабо-израильских и вьетнаме как-то тоже особо не отмечено (хотя во Вьетнаме слезогонки вроде отливали с запасом.
Пошел читать дальше
Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8 предназначен для оказания первой помощи при поражении капельно-жидкими отравляющими веществами.
..
Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8 был принят на снабжение Советской армии и Военно-морского флота в 1966 г.

То есть это где-то между 1970 и 1990, примерно. Арабо-израильские или ирано - иракская.
Пошел читать.

При этом Ирак пользовался широкой зарубежной поддержкой, Иран рассматривался «мировым сообществом» как «страна-изгой». К 1983 г. Ирак стал терпеть поражение от Ирана, имевшего значительно большие человеческие ресурсы. Поэтому ему на возмездной основе западными странами была оказана помощь в создании химического оружия, которое постепенно стало неотъемлемой частью планировавшихся иракским командованием наступательных и оборонительных операций. Благодаря поставляемым зарубежными, главным образом западными, фирмами технологиям, оборудованию и химикатам Ираком были наработаны промышленные количества иприта, табуна и зарина/циклозарина, начато производство VX. По ходу войны химическое оружие из оборонительного средства стало превращаться в наступательное. Война закончилась как химическая, все операции 1988 г., приведшие к окончанию войны, проводились Ираком с применением химического оружия. Иран также активно использовал химическое оружие в последний год войны. В ходе войны был выявлен ряд недостатков имевшихся мер и средств противохимической защиты. В частности, оказалось невозможно эффективно сортировать потоки раненых и пораженных ОВ, массово поступающих на этапы медицинской эвакуации. Обнаружилась неэффективность средств дегазации при массовом поступлении пораженных ОВ, из-за чего пораженные ипритом оказывались источниками контаминации медицинского персонала даже в западных клиниках. Выяснилось, что при применении Ираком «сухого иприта» оказалось неэффективным противоипритное снаряжение НАТО, поставляемое Ирану. Показали свою неэффективность и принятые схемы лечения пораженных табуном. Кроме того, нами было обнаружено, что опыт ирано-иракской химической войны активно изучается на Западе до настоящего времени.

**

Ситуация вокруг ГЭС становилась отчаянной. Халабджу надо было срочно возвращать любой ценой, пока иранцы не остановили гидроэлектростанции. Ранним утром 16 марта 1988 г. десять МиГ-23 пролетели над Халабджей на малой высоте и сбросили на окраины города контейнеры с напалмом, которые подожгли часть города и окружили его огромными огненными стенами. Самолеты РС-7 обработали иранские войска из выливных приборов ипритом, зарином и, возможно, остатками табуна. Затем открыли огонь иранская и иракская артиллерии. Те и другие били химическими снарядами по атакующему и контратакующему противнику несколько часов.

**
Иран расценил применение химического оружия как нарушение Женевского протокола 1925 г.[32] Если в августе ипритом было поражено не менее ста иранских солдат и курдов, то в ноябре уже около 3 тыс. [2]. Постоянный представитель Исламский республики при ООН Саид Раджаи Хорасани 7 ноября 1983 г. письменно обратился к Генеральному секретарю ООН с просьбой направить представителей в регион для засвидетельствования и осмотра «злодеяний Ирака - включая применение химического оружия против ни в чем не виновного гражданского населенияпограничных городов Исламской Республики Иран»[33]. Однако это был «глас вопиющего в пустыне». Совет Безопасности и «общественное мнение» безмолвствовали, химическая война против Ирана продолжалась и становилась все более смертоносной.

Пользуясь негласной поддержкой «мирового сообщества», пробелами в экспортном законодательстве западных стран и алчностью их химических компаний, Ирак продолжал наращивать мощности по производству ОВ и средств его доставки к цели. С помощью западногерманских компаний Karl Kolb GmbH, Pilot Plant и еще более 40 других[34] в Самарре в 1983 г. ударными темпами были построены заводы по производству в промышленных количествах прекурсоров для синтеза табуна и зарина (заводы Ахмед 1 и 2), две пилотных установки для оптимизации производства ключевых прекурсоров, использовавшихся для производства табуна и зарина на заводах Ахмед 1 и 2, завод для конечных стадий производства табуна и зарина (Р-7), ипритный завод (Р-8), завод Салах ад-Дин для производства CS и снаряжения ОВ 130-мм и 155-мм химических снарядов, ингаляционная камера, складские помещения и другие объекты военно-химической инфраструктуры. В 1984 г. Ирак произвел 5 т зарина/циклозарина, 60 т табуна (весь табун был снаряжен в боеприпасы), 249 т сернистого иприта (снаряжено в боеприпасы 187 т) [6, 23].

В ответ на обвинения Тегерана в применении химического оружия Багдад обвинил Тегеран в вопиющем нарушении международных правил защиты военнопленных. Международный комитет Красного креста вынес решение в пользу Ирака и осудил пытки и запугивания, которым подвергались иракские солдаты, гнившие в иранских лагерях для военнопленных. Когда уже скрывать факты применения химического оружия было невозможно, генерал Аднан Хайраллах Тульфах (1941-1989), министр обороны, косвенно их признал, указав, что Ирак оставляет за собой право использовать любое оружие для защиты своей территории, якобы это соответствует Женевскому протоколу 1925 г. [17].

Библиографическое описание: Супотницкий М.В., Шило Н.И., Ковтун В.А. Применение химического оружия в ирано-иракской войне 1980-1988 годов. 2. Применение химического оружия в боевых действиях // Вестник войск РХБ защиты. 2019. Т. 3. № 2. С. 150-174.
http://www.supotnitskiy.ru/stat/stat142.htm

Общем, милота кругом. Тут и удары химией по своим, и живые волны, и классика первой мировой - ОФ плюс сверху химией и еще раз ОФ. Тут и Истваан вживую -

Люди под обстрелом пытались бежать из зоны заражения через болота, но это мало кому удалось. Когда иракцы через двое суток в противогазах вошли в этот район, на поверхности воды они увидели тысячи всплывших тел. В течение 10 дней иракцы методично отвоевали большую часть первоначально потерянных территорий, широко применяя снаряды с белым фосфором. Но несмотря на потери, иранцам все же удалось отстоять острова Маджнун. Их защитники (две пехотные дивизии) успели построить укрытия из материалов, доставляемых баржами, и то небольшое количество средств противохимической защиты, что у них было, позволило им выдержать обстрелы химическими снарядами.


**

Выявленные проблемы противохимической защиты. Во время ирано-иракской войны именно такие проблемы представляли наибольший интерес для иностранных разведок. Со времен Первой мировой войны изменились средства и способы ведения химической войны, поэтому важно было узнать, как общепринятые меры и средства защиты от химического оружия поведут себя в реальной боевой обстановке [4]. Так, в 1988 г. ЦРУ США отмечало:

система медицинской эвакуации не рассчитана на одновременную транспортировку тысяч пораженных ОВ и раненых, причем основную проблему на этапах медицинской эвакуации представляет не лечение пострадавших от ОВ, а их дегазация;

способы дегазации пораженных ипритом (помывка, смена белья и одежды) не обеспечивали их полной дегазации при массовом поступлении, поэтому контаминации ипритом подвергался транспорт, на котором эвакуировались пораженные, раненые обычным оружием, медицинские работники и даже персонал западных клиник, куда их доставляли;

наибольшие потери от химического оружия несут тыловые подразделения, так как они слабо соблюдают химическую дисциплину, плохо подготовлены к обращению со средствами химической защиты и обычно плохо ими снабжены;

дегазация табуна приводила к выделению опасных цианистых соединений;

военнослужащий, поняв, что применяется химическое оружие, не в состоянии правильно оценить угрозу, поэтому использует все имеющиеся у него антидоты одновременно (амилнитрит, атропин), даже находясь в средствах защиты;

принятая в те годы в США и НАТО атропинооксимовая схема лечения поражений ФОВ из-за используемого оксима[51] не обладала той эффективностью в отношении поражений табуном, которую она показывала при лечении пораженных зарином и VX;

сернистый иприт в «сухом виде» (частицы кремнезема размером менее 5 мкм, пропитанные ипритом) наносил более тяжелые поражения, чем иприт в капельножидком или парообразном состоянии, не обнаруживался войсковыми приборами химической разведки и проникал под защитную одежду НАТО.
***
Общем, МИЛОТА.
Обе две - и исходная книжка, и незатейливая статья.

Date: 2020-08-03 03:47 am (UTC)
mdmx: (Default)
From: [personal profile] mdmx
А что за книга?

Profile

scif_yar: (Default)
scif_yar

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 293031   

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 11:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios